«Школа, где живёт вдохновение»
В этом году Лисаковская школа искусств отмечает 55-летие — красивую и звучную дату. Полвека с лишним она учит наших детей слышать и чувствовать красоту, раскрывать таланты и верить в себя.
________________________________________
Истоки
Всё началось ещё до того, как Лисаковск стал городом. В конце 60-х на стройке будущего города кипела жизнь — и вместе с домами, дорогами и школами рождалась мечта о музыке.
30 августа 1970 года прошли первые вступительные экзамены в только что открытую Детскую музыкальную школу. Конкурс тогда был такой, что позавидовали бы даже театральные вузы!
Первыми преподавателями стали люди, которых и сегодня вспоминают с благодарностью: Борис и Надежда Ермолаевы, Евгений Шерепитко, Татьяна Филатова, Лидия Мандрик, Анатолий Мальгин, Антонина Трошина, Валерий Жуланов и Александр Профис.
Они заложили основу той самой атмосферы, где каждый ребёнок чувствует себя частью большого творческого мира.
Борис Николаевич Ермолаев стал и первым директором школы — человеком, благодаря которому многое в ней тогда делалось буквально на энтузиазме.
________________________________________
Испытания и верность делу
Были и трудные времена. В 90-е годы, когда жизнь многих семей свелась к борьбе за выживание, школе грозило закрытие. Но благодаря преданности педагогов и вере в необходимость культуры школа выстояла.
Особая заслуга в этом принадлежит Надежде Петровне Аксёновой, возглавлявшей школу в те непростые годы. Под её руководством школа дважды переезжала — и один из самых ярких эпизодов тех лет помнят до сих пор: чтобы не расставаться с роялем, его поднимали на третий этаж с помощью крана — прямо через окно!
При Аксёновой Н.П. появились и новые отделения — хоровое, казахских народных инструментов, а в 1991 году было открыто отделение хореографии. Именно тогда в Лисаковске впервые поставили на пуанты юных танцоров — под руководством Марины Кобельковой.
________________________________________
Новый статус и новые горизонты
С прошлого года учебное заведение гордо носит название Детской школы искусств.
Директор Татьяна Вячеславовна Андриянова добилась этого неслучайно: в отличие от традиционных музыкальных школ, где дети учатся только игре на инструментах, в Лисаковске давно существует отделение хореографии.
Чтобы сохранить его, Татьяне Вячеславовне пришлось немало потрудиться — вопрос стоял остро: если бы статус школы искусств не был утверждён на уровне области, отделение хореографии пришлось бы закрыть. А это означало бы потерю любимого дела для педагогов и утрату возможности для десятков ребят заниматься тем, что они по-настоящему любят.
Зато теперь в танцевальных залах снова звучит музыка и легкая поступь пуантов. Ребята постигают основы классического балета, современные и народные танцы — учатся владеть телом, чувствовать музыку, понимать сцену.
Танцы, как и музыка, дают детям колоссальное развитие: улучшают координацию, осанку, память и внимание, а ещё помогают преодолеть стеснение и обрести уверенность. Ведь умение двигаться в ритме — это тоже искусство жить в гармонии.
________________________________________
Чему учит школа искусств
Музыкальное образование — это не просто про ноты и гаммы. Это про развитие обоих полушарий мозга, мелкую моторику, память, слух, воображение и дисциплину.
Ребёнок, играющий на инструменте, учится концентрироваться, слышать и понимать мир тоньше. А выпускник школы искусств — это человек с широким кругозором, развитым интеллектом и вкусом.
Кроме того, ребята получают настоящий диплом, который даёт им преимущество при поступлении в колледжи и вузы культуры, и часто помогает в жизни: ведь умение красиво играть, петь или танцевать делает человека душой любой компании.
________________________________________
Сегодня и завтра
Сегодня в школе искусств обучается около двухсот детей. Работают отделения фортепиано, сольного пения, казахских и русских народных инструментов, теоретических дисциплин, класс виолончели и, конечно, отделение хореографии.
В коллективе — 25 педагогов, 17 из которых сами когда-то были учениками этой школы. Они вернулись, чтобы продолжить начатое своими учителями дело.
Среди новых имён — хореограф Елена Апрелева (Боровкова), дирижёр хора и педагог вокала Никита Кротов, преподавателикласса гитары Евгения Гурина, сольфеджио икласса аккордеона Диана Майко (Жанакаева). Большинство из них — выпускники родной школы.
________________________________________
Наши выпускники — наша гордость
Да, о некоторых успехах своих бывших учеников преподаватели Лисаковской школы искусств могут и не знать — ведь очень многие из ребят разъезжаются по свету, не находя времени рассказать о своих достижениях.Но всё же о свершениях большинства из них учителя в курсе. Здесь их помнят, ими гордятся.
Ирина Романова, выпускница 1985 года, — известная скрипачка, заслуженная артистка Крыма.
Недавний выпускник, обладатель «золотого голоса» ЕрмаханБагдаулет, стал студентом престижного столичного колледжа «Шабыт».
Арина Мельник работает хореографом в Турции, Юлия Хобта — в составе балетной труппы цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре города Москвы.
Валентина Алехина учится в Челябинском цирковом училище, Василий Гладун поёт в Пермском академическом хоре «Млада», а Влада Каракиян — в хоре Челябинского театра оперы и балета.
Сергей Криницкий стал композитором, преподавателем по классу баяна. Закончил Магнитогорскую консерватории.
Анастасия Мальцева, также закончила Магнитогорскую консерваторию, преподаватель по классу джазово — эстрадный вокал.
Многие выпускники живут и работают в Германии: Жанна Миронова преподаёт фортепиано, Елена Ян (Купич) играет на органе, Лариса Богачева ведёт хореографию в Детской музыкальной школе в городе Lubben(Люббен).
Ещё одна бывшая коллега нынешних преподавателей — Светлана Горшкова — преподаёт хор в музыкальной школе.
Вообще, более десятка уехавших из Лисаковска педагогов этой школы стали директорами и завучами музыкальных школ России.
Путь своих наставников выбрали и недавние выпускники Детской школы искусств, — сегодня они учатся в Рудненском музыкальном колледже.
Среди них — аккордеонисты Глеб Киссер и Артур Луганский, баянист Артём Франк, гитарист Владислав Агунькин и пианистка Екатерина Клименко.
За 55 лет состоялось 55 выпусков — всего 1229 выпускников.
Если представить, что все они жили бы сегодня в Лисаковске, то составили бы почти четыре процента населения города. Немало для одной школы!
И это не просто цифра — это целая история, живая и вдохновляющая, продолжающаяся сегодня в судьбах тех, кто когда-то впервые переступил порог школы.
Достижения и признание
Ежегодно учащиеся школы становятся победителями и лауреатами районных, областных, республиканских и международных конкурсов. В среднем — около 30 призовых мест в год. Их успехи — результат не только таланта детей, но и самоотверженной работы педагогов. Учителя школы искусств также неоднократно становились победителями конкурсов педагогического мастерства, подтверждая высокий уровень профессионализма и любовь к своему делу.
________________________________________
Мечты и вдохновение
Школа искусств живёт активной жизнью — с концертами, конкурсами, постановками и традиционным театрализованным посвящением первоклассников.
Но у коллектива есть мечты — своё здание, где был бы большой концертный зал с хорошей акустикой и новым роялем (тот, который пережил переезды, уже почти ровесник самой школы). А еще – хотя бы пара новых ноутбуков, — ведь единственный старенький, который долгие годы служит предмету «музыкальная литература», используется еще и в концертах.
Пока же главное богатство школы — это люди. Педагоги, которые верят в детей, и дети, которые верят в чудо искусства.
И, пожалуй, именно это делает Лисаковскую школу искусств особенной — школой, где живёт вдохновение.
Светлана Кобзаренко,
преподаватель
музыкальной литературы
ДШИ г. Лисаковск.
23 октября 2025 год
